Транспортно-боевой вертолет, созданный по разработанной М.Л.Милем концепции «воздушной боевой машины пехоты», т.е. способен помимо мощного бортового комплекса вооружения перевозить на борту стрелковое отделение (8 солдат). Комплекс вооружения включал в себя систему противотанкового управляемого ракетного оружия, неуправляемые реактивные снаряды, турельный высокотемпный пулемет, бомбы и другие средства поражения противника. Кабины бронировались. В комплекс пилотажно-прицельно-навигационного оборудования была включена система автоматического управления. Система внешней подвески обеспечивала перевозку под вертолетом крупногабаритных грузов весом до двух тонн. Вертолет рассматривался как универсальное средство повышения мобильности и огневой поддержки подразделений сухопутных войск.
Ми-24 разрабатывался по инициативе Московского вертолетного завода с 1967 г. в ответ на появление в США боевых винтокрылых машин специальной постройки и был первым отечественным вертолетом подобного типа. В его конструкции широко использовались агрегаты и детали освоенного промышленностью и эксплуатирующими организациями вертолета Ми-8. Благодаря прозорливой инженерной политике фирмы создан всего за два года. 15 сентября 1969 г. летчик-испытатель Г.В.Алферов впервые поднял В-24 в воздух и уже в следующем году запущен в серийное производство на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» под обозначением Ми-24А. Освоение боевого аппарата в войсках выявило недостатки в компоновке кабины экипажа. Это привело к созданию фирмой «Миль» в 1972 г. новой базовой модификации Ми-24Д (экспортное обозначение Ми-25), запущенной в следующем году в серийное производство сразу на двух заводах — в Арсеньеве и на Ростовском вертолетном заводе. Она отличалась расположением летчиков в изолированных и разнесенных по высоте хорошо защищенных кабинах. Рулевой винт для повышения эффективности управления был перемещен с правого борта на левый.
После завершения создания в 1975 г. принципиально нового комплекса управляемых противотанковых ракет «Штурм-В» Московским вертолетным заводом была создана новая базовая модификация транспортно-боевого вертолета Ми-24В (экспортное обозначение Ми-35). В следующем году она заменила в серии Ми-24Д. Новая модификация принимала на борт в два раза больше противотанковых ракет чем предшественница. В 1981 г. в серийное производство поступил Ми-24П(Ми-35П), отличавшийся от базовой модификации вооружением. Вместо подвижного 12,7мм высокотемпного пулемета на нем была установлена 30 мм неподвижная двухствольная автоматическая пушка ГШ-30К. Пушечный вертолет зарекомендовал себя высокоэффективным и мощным оружием. Однако мощь пушки ГШ-30К оказалась даже несколько чрезмерной. Поэтому в 1985 г. была разработана базовая модификация Ми-24ВП, на которой место выскотемпного пулемета заняла 23 мм подвижная двухствольная автоматическая пушка ГШ-23Л. Комплекс вооружения Ми-24 получил свою логическую завершенность. На основе базовых модификаций вертолета создавались варианты: учебные, рекордный, минного тральщика, разведчика-корректировщика, разведчика радиационно-химической обстановки и др. Высокие летно-технические характеристики Ми-24 позволили установить на нем в сентябре 1978 г. абсолютный рекорд скорости для вертолетов. За создание транспортно-боевого вертолета фирма была награждена Ленинской премией. Всего отечественная промышленность выпустила свыше 5200 вертолетов Ми-24 разных модификаций.
Все модификации Ми-24 с большой эффективностью применялись в Афганистане и последующих вооруженных конфликтах. Совершенствовалось их вооружение и средства защиты, повышалась боевая эффективность и живучесть на поле боя. Вертолеты поставлялись вооруженным силам почти трех десятков стран и принимали участие более чем в сорока вооруженных конфликтах. Ми-24 на сегодняшний день является самой «повоевавшей» боевой винтокрылой машиной мира. Она не раз сходилась в воздушных схватках с боевыми вертолетами противника, а один раз даже поразила истребитель «Фантом».
Вертолет Ми-24 в настоящее время по-прежнему остается основным типом боевой машины армейской авиации России и ряда других стран. Поэтому специалисты Московского вертолетного завода продолжают заниматься модернизацией существующего парка вертолетов Ми-24 с целью продления сроков их службы, повышения боевой эффективности и живучести, улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик. В настоящее время проходит испытания модернизированный вариант Ми-24ВМ (Ми-35М для зарубежных заказчиков), отличающийся новой несущей системой, перспективным комплексом вооружения, современным приборным оборудованием и другими агрегатами, получившими отработку на боевом вертолете нового поколения Ми-28.
Основные летно-технические характеристики
|
|
Год постройки | 1969 |
---|---|
Экипаж, чел | 2 |
Число пассажиров, чел | 8 |
Тип двигателей | ТВЗ-117 |
Мощность двигателей, л.с. | 2х2200 |
Диаметр несущего винта, м | 17,3 |
Масса пустого вертолета, кг | 7580 |
Взлетная масса нормальная, кг | 10500 |
Взлетная масса максимальная, кг | 11000 |
Масса груза нормальная, кг | 1500 |
Масса груза максимальная, кг | 2400 |
Масса груза на внешней подвеске, кг | 2000 |
Скорость полета максимальная, км/ч | 320 |
Скорость полета крейсерская, км/ч | 270 |
Статический потолок без учета влияния земли, м | 1400 |
Динамический потолок, м | 4950 |
Практическая дальность полета, км | 450 |
Перегоночная дальность полета, км | 1000 |