Транспортно-боевой вертолет Ми-24

Транспортно-боевой вертолет, созданный по разработанной М.Л.Милем концепции «воздушной боевой машины пехоты», т.е. способен помимо мощного бортового комплекса вооружения перевозить на борту стрелковое отделение (8 солдат). Комплекс вооружения включал в себя систему противотанкового управляемого ракетного оружия, неуправляемые реактивные снаряды, турельный высокотемпный пулемет, бомбы и другие средства поражения противника. Кабины бронировались. В комплекс пилотажно-прицельно-навигационного оборудования была включена система автоматического управления. Система внешней подвески обеспечивала перевозку под вертолетом крупногабаритных грузов весом до двух тонн. Вертолет рассматривался как универсальное средство повышения мобильности и огневой поддержки подразделений сухопутных войск.

Ми-24 разрабатывался по инициативе Московского вертолетного завода с 1967 г. в ответ на появление в США боевых винтокрылых машин специальной постройки и был первым отечественным вертолетом подобного типа. В его конструкции широко использовались агрегаты и детали освоенного промышленностью и эксплуатирующими организациями вертолета Ми-8. Благодаря прозорливой инженерной политике фирмы создан всего за два года. 15 сентября 1969 г. летчик-испытатель Г.В.Алферов впервые поднял В-24 в воздух и уже в следующем году запущен в серийное производство на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» под обозначением Ми-24А. Освоение боевого аппарата в войсках выявило недостатки в компоновке кабины экипажа. Это привело к созданию фирмой «Миль» в 1972 г. новой базовой модификации Ми-24Д (экспортное обозначение Ми-25), запущенной в следующем году в серийное производство сразу на двух заводах — в Арсеньеве и на Ростовском вертолетном заводе. Она отличалась расположением летчиков в изолированных и разнесенных по высоте хорошо защищенных кабинах. Рулевой винт для повышения эффективности управления был перемещен с правого борта на левый.

После завершения создания в 1975 г. принципиально нового комплекса управляемых противотанковых ракет «Штурм-В» Московским вертолетным заводом была создана новая базовая модификация транспортно-боевого вертолета Ми-24В (экспортное обозначение Ми-35). В следующем году она заменила в серии Ми-24Д. Новая модификация принимала на борт в два раза больше противотанковых ракет чем предшественница. В 1981 г. в серийное производство поступил Ми-24П(Ми-35П), отличавшийся от базовой модификации вооружением. Вместо подвижного 12,7мм высокотемпного пулемета на нем была установлена 30 мм неподвижная двухствольная автоматическая пушка ГШ-30К. Пушечный вертолет зарекомендовал себя высокоэффективным и мощным оружием. Однако мощь пушки ГШ-30К оказалась даже несколько чрезмерной. Поэтому в 1985 г. была разработана базовая модификация Ми-24ВП, на которой место выскотемпного пулемета заняла 23 мм подвижная двухствольная автоматическая пушка ГШ-23Л. Комплекс вооружения Ми-24 получил свою логическую завершенность. На основе базовых модификаций вертолета создавались варианты: учебные, рекордный, минного тральщика, разведчика-корректировщика, разведчика радиационно-химической обстановки и др. Высокие летно-технические характеристики Ми-24 позволили установить на нем в сентябре 1978 г. абсолютный рекорд скорости для вертолетов. За создание транспортно-боевого вертолета фирма была награждена Ленинской премией. Всего отечественная промышленность выпустила свыше 5200 вертолетов Ми-24 разных модификаций.

Читайте также  Ми-28/28Н

Все модификации Ми-24 с большой эффективностью применялись в Афганистане и последующих вооруженных конфликтах. Совершенствовалось их вооружение и средства защиты, повышалась боевая эффективность и живучесть на поле боя. Вертолеты поставлялись вооруженным силам почти трех десятков стран и принимали участие более чем в сорока вооруженных конфликтах. Ми-24 на сегодняшний день является самой «повоевавшей» боевой винтокрылой машиной мира. Она не раз сходилась в воздушных схватках с боевыми вертолетами противника, а один раз даже поразила истребитель «Фантом».

Вертолет Ми-24 в настоящее время по-прежнему остается основным типом боевой машины армейской авиации России и ряда других стран. Поэтому специалисты Московского вертолетного завода продолжают заниматься модернизацией существующего парка вертолетов Ми-24 с целью продления сроков их службы, повышения боевой эффективности и живучести, улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик. В настоящее время проходит испытания модернизированный вариант Ми-24ВМ (Ми-35М для зарубежных заказчиков), отличающийся новой несущей системой, перспективным комплексом вооружения, современным приборным оборудованием и другими агрегатами, получившими отработку на боевом вертолете нового поколения Ми-28.

Основные летно-технические характеристики
Год постройки 1969
Экипаж, чел 2
Число пассажиров, чел 8
Тип двигателей ТВЗ-117
Мощность двигателей, л.с. 2х2200
Диаметр несущего винта, м 17,3
Масса пустого вертолета, кг 7580
Взлетная масса нормальная, кг 10500
Взлетная масса максимальная, кг 11000
Масса груза нормальная, кг 1500
Масса груза максимальная, кг 2400
Масса груза на внешней подвеске, кг 2000
Скорость полета максимальная, км/ч 320
Скорость полета крейсерская, км/ч 270
Статический потолок без учета влияния земли, м 1400
Динамический потолок, м 4950
Практическая дальность полета, км 450
Перегоночная дальность полета, км 1000