Средний транспортный и многоцелевой вертолет второго поколения, созданный на Государственном авиационном заводе #329 (ныне МВЗ им.М.Л.Миля) под руководством главного конструктора М.Л.Миля. Впервые поднялся в воздух (с двигателем АИ-24В) 24 июня 1961 г. под управлением летчика Б.Г.Земскова. Строился для замены вертолета Ми-4, от которого отличался газотурбинной силовой установкой, принципиально новой компоновкой, более вместительной кабиной, новыми агрегатами и системами, а также улучшенными летно-техническими характеристиками. В 1962 г. Ми-8 был оснащен двумя газотурбинными двигателями ТВ2-117, разработанными в ОКБ С.П.Изотова. 2 августа того же года летчик-испытатель Н.В.Лешин впервые оторвал двухдвигательный вариант от земли. В 1965 г. запущен в серийное производство на вертолетном заводе в Казани, а в 1970 г на авиационном заводе в Улан-Удэ. Всего до настоящего времени построено около восьми с половиной тысяч Ми-8 с двигателем ТВ2-117. За создание вертолета Ми-8 сотрудники фирмы Миля получили Государственную премию СССР.
Вертолет Ми-8 изначально выпускался в двух базовых вариантах: десантно-транспортном Ми-8Т и пассажирском Ми-8П. Десантно-транспортный вариант рассчитан на перевозку 24 солдат или от двух до четырех тонн груза. Крупногабаритные грузы весом до трех тонн Ми-8 перевозит на внешней подвеске. В пассажирском варианте он перевозит до 28 пассажиров. Вертолет постоянно совершенствовался, улучшалась конструкция его частей и деталей, рос их ресурс, появлялись новые модификации. Существенной доработке подверглась силовая установка вертолета. 17 августа 1975 г. впервые поднялась в воздух модификация, оснащенная новыми более мощными газотурбинными двигателями ТВ3-117МТ конструкции ОКБ С.П.Изотова. Замена силовой установки позволила значительно улучшить летно-технические характеристики аппарата, особенно высоту полета и скороподъемность. Получившая обозначение Ми-8МТ новая базовая модификация поступила в 1977 г. в серийное производство на Казанском вертолетном заводе. Ее гражданский вариант носит название Ми-17. До настоящего времени в Казани построено свяше трех тысяч вертолетов с двигателями ТВ3-117.
В 1987 г. появилась новая базовая модификация Ми-8МТВ, оснащенная высотными двигателями ТВ3-117ВМ. Двигатель придал вертолету принципиально новые качества. Он может осуществлять взлет и посадку на недостижимых для большинства вертолетов высотах до 4000 м и выполнять горизонтальный полет на высотах до 6000 м. Новая базовая модель отличается современным оборудованием, включающим метеорадиолокационную станцию и радиостанцию дальней навигации. Значительно повышена надежность и живучесть агрегатов и систем. С 1988 г. модификация серийно строиться на Казанском вертолетном заводе под обозначениями Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 (гражданское обозначение Ми-172). В 1997 г. ее освоил улан-удэнский авиационный завод под обозначением Ми-8АМТ (Ми-171). В настоящее время этими заводами созданы новые модификации Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД) и Ми-8АМТШ, отличающиеся усовершенствованными пилотажно-навигационным оборудованием и бортовыми системами, повышенной живучестью агрегатов, грузовыми люками, системой внешней подвески грузоподъемностью 5 т. Московский вертолетный завод совместно с серийными заводами проводит комплексную программу глубокой модернизации как серийно строящихся вертолетов, так и находящихся в эксплуатации Ми-8МТ и Ми-8МТВ.
«Воздушный извозчик» Ми-8 получил широкое распространение в военной и гражданской авиации и стал поистине массовой машиной. Эти вертолеты много лет составляют основу отечественной винтокрылой авиации. Со второй половины 60-х годов Ми-8 участвуют во всех военных действиях, кульминацией которых были бои в Афганистане. Здесь эта неприхотливая и удивительно живучая машина заслужила репутацию «рабочей лошадки». Без преувеличения можно сказать, что она вынесла главную тяжесть войны и спасла жизни тысячам наших солдат. В 1986 г. Ми-8 активно участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в настоящее время они исправно несут нелегкую воинскую службу на Кавказе.
В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин (около 12 тысяч), суммарной массе конструкции и общей полезной нагрузке программа Ми-8 не имеет аналогов. Тоже можно сказать и степени распространения Ми-8 в мире. В настоящее время уже практически нет страны, в которой бы не побывал знаменитый «летающий грузовик» фирмы «Ми». Его по праву можно считать наряду со знаменитым автоматом Калашникова символом успехов нашего машиностроения на мировом рынке.
По числу модификаций Ми-8 также является мировым рекордсменом. Их насчитывается более сотни. В число модификаций входят траспортно-боевые вертолеты, воздушно-командные пункты, вертолеты-салоны, аппараты радиоэлектронной борьбы, санитарные и эвакуационные вертолеты и воздушные госпитали, поисково-спасательные машины, вертолеты-тральщики и укладчики мин, ретрансляторы, разведчики, топливозаправщики, передвижные мастерские, летающие краны, воздушные лаборатории, сельскохозяйственные и лесотехнические вертолеты и мн.др.
Программа Ми-8 еще долгие годы будет оставаться базовой в развитии вертолетостроения России, а сам вертолет — основой для создания все новых и новых модификаций и модернизаций.
Основные летно-технические характеристики
|
|
Год постройки | 1965 |
---|---|
Экипаж, чел | 3 |
Число пассажиров, чел | 28 |
Тип двигателей | ТВ2-117А |
Мощность двигателей, л.с. | 2х1500 |
Диаметр несущего винта, м | 21,3 |
Масса пустого вертолета, кг | 7000 |
Взлетная масса нормальная, кг | 11570 |
Взлетная масса максимальная, кг | 12000 |
Масса груза нормальная, кг | 2000 |
Масса груза максимальная, кг | 4000 |
Масса груза на внешней подвеске, кг | 3000 |
Скорость полета максимальная, км/ч | 250 |
Скорость полета крейсерская, км/ч | 225 |
Статический потолок без учета влияния земли, м | 60 |
Статический потолок с учетом влияния земли, м | 1300 |
Динамический потолок, м | 4200 |
Практическая дальность полета, км | 425 |