Средний транспортный и многоцелевой вертолет Ми-8/17

Средний транспортный и многоцелевой вертолет второго поколения, созданный на Государственном авиационном заводе #329 (ныне МВЗ им.М.Л.Миля) под руководством главного конструктора М.Л.Миля. Впервые поднялся в воздух (с двигателем АИ-24В) 24 июня 1961 г. под управлением летчика Б.Г.Земскова. Строился для замены вертолета Ми-4, от которого отличался газотурбинной силовой установкой, принципиально новой компоновкой, более вместительной кабиной, новыми агрегатами и системами, а также улучшенными летно-техническими характеристиками. В 1962 г. Ми-8 был оснащен двумя газотурбинными двигателями ТВ2-117, разработанными в ОКБ С.П.Изотова. 2 августа того же года летчик-испытатель Н.В.Лешин впервые оторвал двухдвигательный вариант от земли. В 1965 г. запущен в серийное производство на вертолетном заводе в Казани, а в 1970 г на авиационном заводе в Улан-Удэ. Всего до настоящего времени построено около восьми с половиной тысяч Ми-8 с двигателем ТВ2-117. За создание вертолета Ми-8 сотрудники фирмы Миля получили Государственную премию СССР.

Вертолет Ми-8 изначально выпускался в двух базовых вариантах: десантно-транспортном Ми-8Т и пассажирском Ми-8П. Десантно-транспортный вариант рассчитан на перевозку 24 солдат или от двух до четырех тонн груза. Крупногабаритные грузы весом до трех тонн Ми-8 перевозит на внешней подвеске. В пассажирском варианте он перевозит до 28 пассажиров. Вертолет постоянно совершенствовался, улучшалась конструкция его частей и деталей, рос их ресурс, появлялись новые модификации. Существенной доработке подверглась силовая установка вертолета. 17 августа 1975 г. впервые поднялась в воздух модификация, оснащенная новыми более мощными газотурбинными двигателями ТВ3-117МТ конструкции ОКБ С.П.Изотова. Замена силовой установки позволила значительно улучшить летно-технические характеристики аппарата, особенно высоту полета и скороподъемность. Получившая обозначение Ми-8МТ новая базовая модификация поступила в 1977 г. в серийное производство на Казанском вертолетном заводе. Ее гражданский вариант носит название Ми-17. До настоящего времени в Казани построено свяше трех тысяч вертолетов с двигателями ТВ3-117.

Читайте также  Легкий вертолет Ми-34

В 1987 г. появилась новая базовая модификация Ми-8МТВ, оснащенная высотными двигателями ТВ3-117ВМ. Двигатель придал вертолету принципиально новые качества. Он может осуществлять взлет и посадку на недостижимых для большинства вертолетов высотах до 4000 м и выполнять горизонтальный полет на высотах до 6000 м. Новая базовая модель отличается современным оборудованием, включающим метеорадиолокационную станцию и радиостанцию дальней навигации. Значительно повышена надежность и живучесть агрегатов и систем. С 1988 г. модификация серийно строиться на Казанском вертолетном заводе под обозначениями Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 (гражданское обозначение Ми-172). В 1997 г. ее освоил улан-удэнский авиационный завод под обозначением Ми-8АМТ (Ми-171). В настоящее время этими заводами созданы новые модификации Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД) и Ми-8АМТШ, отличающиеся усовершенствованными пилотажно-навигационным оборудованием и бортовыми системами, повышенной живучестью агрегатов, грузовыми люками, системой внешней подвески грузоподъемностью 5 т. Московский вертолетный завод совместно с серийными заводами проводит комплексную программу глубокой модернизации как серийно строящихся вертолетов, так и находящихся в эксплуатации Ми-8МТ и Ми-8МТВ.

«Воздушный извозчик» Ми-8 получил широкое распространение в военной и гражданской авиации и стал поистине массовой машиной. Эти вертолеты много лет составляют основу отечественной винтокрылой авиации. Со второй половины 60-х годов Ми-8 участвуют во всех военных действиях, кульминацией которых были бои в Афганистане. Здесь эта неприхотливая и удивительно живучая машина заслужила репутацию «рабочей лошадки». Без преувеличения можно сказать, что она вынесла главную тяжесть войны и спасла жизни тысячам наших солдат. В 1986 г. Ми-8 активно участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в настоящее время они исправно несут нелегкую воинскую службу на Кавказе.

В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин (около 12 тысяч), суммарной массе конструкции и общей полезной нагрузке программа Ми-8 не имеет аналогов. Тоже можно сказать и степени распространения Ми-8 в мире. В настоящее время уже практически нет страны, в которой бы не побывал знаменитый «летающий грузовик» фирмы «Ми». Его по праву можно считать наряду со знаменитым автоматом Калашникова символом успехов нашего машиностроения на мировом рынке.

Читайте также  Тяжелый транспортный вертолет Ми-6

По числу модификаций Ми-8 также является мировым рекордсменом. Их насчитывается более сотни. В число модификаций входят траспортно-боевые вертолеты, воздушно-командные пункты, вертолеты-салоны, аппараты радиоэлектронной борьбы, санитарные и эвакуационные вертолеты и воздушные госпитали, поисково-спасательные машины, вертолеты-тральщики и укладчики мин, ретрансляторы, разведчики, топливозаправщики, передвижные мастерские, летающие краны, воздушные лаборатории, сельскохозяйственные и лесотехнические вертолеты и мн.др.

Программа Ми-8 еще долгие годы будет оставаться базовой в развитии вертолетостроения России, а сам вертолет — основой для создания все новых и новых модификаций и модернизаций.

Основные летно-технические характеристики
Год постройки 1965
Экипаж, чел 3
Число пассажиров, чел 28
Тип двигателей ТВ2-117А
Мощность двигателей, л.с. 2х1500
Диаметр несущего винта, м 21,3
Масса пустого вертолета, кг 7000
Взлетная масса нормальная, кг 11570
Взлетная масса максимальная, кг 12000
Масса груза нормальная, кг 2000
Масса груза максимальная, кг 4000
Масса груза на внешней подвеске, кг 3000
Скорость полета максимальная, км/ч 250
Скорость полета крейсерская, км/ч 225
Статический потолок без учета влияния земли, м 60
Статический потолок с учетом влияния земли, м 1300
Динамический потолок, м 4200
Практическая дальность полета, км 425