ГТЛК — «СКОЛ»: разбор полетов

На днях авиакомпания "СКОЛ" опубликовала открытое письмо министру транспорта Виталию Савельеву, главе Минпромторга Денису Мантурову и губернатору Калининградской области Антону Алиханову. Послание перевозчика встревожило отрасль: компании грозит банкротство, а государственный лизингодатель ГТЛК отказывается идти навстречу в поиске компромисса. Но оказалось, что ГТЛК — не единственный истец по вопросу банкротства авиакомпании "СКОЛ". Аналогичные претензии к ней направили несколько других организаций. Согласно Единому федеральному реестру юридически значимых сведений о фактах деятельности субъектов экономической деятельности «Федресурс», сейчас их пять: АО "ГТЛК", АО «Банк «СНГБ», ООО «ФПО «Доверие», ООО «ЛК «Перспектива», ООО "Дмитровмонтажгрупп". Если к ним присоединится и шестой — это один из основных кредиторов "СКОЛа" банк "Зенит", — то, согласно оценке экспертов, суммарный долг упомянутым организациям приближается к 2 млрд руб. Это без учета долгов перед ГТЛК (более 3 млрд руб. по состоянию на апрель).

Почему авиакомпания "СКОЛ" влезла в такие долги, объяснить сложно. Но на рынке есть мнение, что это результат демпинга компании. К примеру, согласно средним расчетам, порог окупаемости летного часа одного борта вертолета  — 250 тыс. руб., а авиакомпания, заходя на открытые конкурсы, ставила сумму в 140–160 тыс. руб.

Используя такую неэффективную коммерческую модель в России, компания продолжала при этом выполнять контракты по линии Организации Объединенных Наций. Эти работы позволяли "СКОЛу" какое-то время выплачивать средства по взятым на себя обязательствам. Но, насколько известно, действующих контрактов с ООН у "СКОЛа" больше нет. А вот воздушные суда, которые использовались на этих работах, остались за рубежом и простаивают там, вместо того чтобы работать на территории России.

В результате, судя по всему, эти действия и привели "СКОЛ" на грань банкротства, к огромным долгам.

Читайте также  ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32

Так или иначе, авиакомпания оказалась в сложной ситуации, но правда ли, что ГТЛК наотрез отказалась помогать своему лизингополучателю? ГТЛК заявляет, что госкомпания идет навстречу своим клиентам и сейчас продолжает оказывать им максимальную поддержку. По ее данным, по итогам 2020 г. ГТЛК снизила долговую нагрузку на транспортные организации более чем на 20 млрд руб. за счет реструктуризации действующих договоров, уменьшения лизинговых ставок и отсрочек платежей. В частности, авиационному сектору оказана помощь в размере 8 млрд руб. Недавно ГТЛК провела переговоры по реструктуризации с авиакомпанией "Русские вертолетные системы" (РВС). По факту была оказана таргетированная помощь и реструктурирована часть задолженности РВС.

С точки зрения государственной компании, ее действия логичны, ведь ГТЛК — инструмент развития транспортной отрасли, компания помогает государству "и реализует проекты национального масштаба, которые позволяют улучшать экономический климат России".

При этом в обязанности ГТЛК как госкомпании входит также обеспечение возвратности государственных средств в рамках лизинговых программ и реинвестирование их в дальнейшие закупки отечественной техники. Согласно официальному заявлению ГТЛК, в 2021 г. компания планирует сконцентрировать внимание на повышении качества портфеля и работе с дебиторской задолженностью — и разбирательство со "СКОЛом" в этом смысле укладывается в общую канву.

По контрактам с авиакомпанией "СКОЛ" ГТЛК передала в лизинг 30 отечественных вертолетов и 5 самолетов L-410 в 2017–2019 гг. Вся техника была поставлена в рамках программ по развитию малой авиации, с государственным софинансированием.

В 2019 г. компания "СКОЛ" прекратила совершать платежи по договорам. На сегодняшний день долг перед ГТЛК достиг 3,1 млрд руб. По информации госкомпании, она неоднократно пыталась найти варианты решения, которые устроили бы обе стороны. По итогам многочисленных переговоров авиакомпания "СКОЛ" не смогла договориться с ГТЛК по условиям урегулирования проблемной ситуации. Как результат — ГТЛК пришлось обратиться в суд за защитой своих интересов и взысканием задолженности в судебном порядке.

Читайте также  "Послепродажное обслуживание — больная тема для всей российской авиации"

ГТЛК прошла много судов по долгам авиакомпании "СКОЛ" и выиграла по всем искам. В законную силу вступило три решения суда о взыскании задолженности с авиакомпании "СКОЛ" в пользу ГТЛК в размере 2,4 млрд руб. По одному из решений (на сумму 477 млн руб.) в декабре 2020 г. возбуждена процедура исполнительного производства. Оно не было исполнено авиакомпанией "СКОЛ", и судебные приставы сейчас ведут работу по взысканию задолженности. Однако даже этих мер пока недостаточно для погашения текущих обязательств авиакомпании перед ГТЛК.

Возвращаясь к тексту открытого письма, с которого начался материал, отметим, что некоторые аргументы и факты в нем вызывают обоснованное сомнение.

В тексте, в частности, говорится о возможности предоставления в залог ГТЛК доли в уставном капитале авиакомпании. Но по имеющейся информации, сейчас все имущество "СКОЛа" находится в залоге у двух банков: "Зенит" и "Сургутнефтегазбанк". Такие активы не представляют большого интереса. Более того, 22 апреля "Сургутнефтегазбанк" разместил на «Федресурсе» извещение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве "СКОЛа".

В письме "СКОЛ" ссылается на то, что главной причиной тяжелого положения компании стала пандемия COVID-19. Отрицать факт, что мировой кризис оказал огромное давление на бизнес, нельзя, однако, судя по комментариям ГТЛК, размеру долга и срокам исков, проблемы авиакомпании начались задолго до начала пандемии коронавируса.

В письме говорится также о рисках, связанных с нарушением логистических цепочек в регионах работы авиакомпании "СКОЛ" и реализацией контрактов по санитарной авиации. По мнению экспертов, такие риски минимальны, поскольку техника, которую сейчас эксплуатирует "СКОЛ", востребована на рынке и существует целый ряд авиакомпаний, готовых взять на себя текущие задачи перевозчика.

Есть также информация от ГТЛК, что вопрос контрактов по санавиации уже проработан госкомпанией совместно с Минздравом России и представителями регионов, в которых осуществляет операционную деятельность "СКОЛ". И уже определен ряд действующих авиакомпаний, которые могли бы выполнять санитарные работы в ближайшем будущем.

Читайте также  "Ситикоптер" автоматизирует управление ТОиР с помощью системы Heli-STAR

В случае если "СКОЛ" не станет затягивать процесс передачи техники, выполнение санитарных контрактов продолжится. Новые эксплуатанты получат вертолеты и смогут приступить к работам. Со своей стороны ГТЛК уже выразила готовность приложить все усилия, чтобы оперативно передать флот заинтересованным компаниям для выполнения запланированного объема работ. Что же касается единственного пассажирского маршрута "СКОЛа" Псков—Калининград—Псков, то на нем авиакомпанию сможет заменить новый перевозчик.